МЕДЛЕННЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКСТРИМ


Практически у любого человека слова "автомобильный спорт" ассоциируются с бешеными скоростями, ревущими на полных оборотах форсированными моторами, запредельными ценами гоночных болидов и кипящим в крови адреналином. Впрочем, оказывается, есть и такие автоспортивные дисциплины, в которых и моторы ревут, и адреналин фонтанами, но вот скорости порой такие, что пешеход прогулочным шагом обгонит, а чемпионом Европы можно стать, выступая на стареньком Suzuki Jimny. Например, джип-триал...

В классе Proto безраздельно доминировали «спайдеры» норвежских и шведских экипажей, которые в итоге и заняли шесть верхних строк турнирной таблицы.

Недовольную гримасу на лице действующего чемпиона России по джип-триалу Антона Филимонова легко можно понять: ему никак не удается привыкнуть к особенностям управления своим новым прототипом российского производства (на снимке внизу). Антон явно рассчитывал на место выше 26-го, да и проиграть девять позиций своему старинному сопернику Юрию Самодурову тоже обидно.
Где культивируется этот спорт? В основном в Европе. Особенно популярен он в Германии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Великобритании, Италии, Испании, Португалии и Скандинавских странах -- Норвегии, Швеции, Финляндии. В принципе за океаном, в США, тоже проводятся соревнования по очень похожему спорту, который называется "рок-кроулинг" (в дословном переводе -- "скалоползание"), но это несколько другая история. Понять, почему джип-триал так популярен в Старом Свете, совсем несложно. Дело в том, что в перенаселенных европейских странах просто негде устраивать многодневные ралли-рейды или трофи-марафоны. А для проведения крупного состязания по триалу достаточно заброшенного карьера или каменоломни. В России первые соревнования по джип-триалу состоялись осенью 2002 года, а с 2003-го у нас проходит официальный Чемпионат России и разыгрывается Кубок Российской Федерации. Официальными они являются по той причине, что проводятся под эгидой Российской автомобильной федерации (РАФ), которая, в свою очередь, подчиняется правилам FIA. В этом плане ежегодный Чемпионат Европы под названием "Евротриал" как раз официальным не является, поскольку не входит в календарь FIA. Но от этого соревнование не становится проще, а соперники -- менее серьезными. Российские триалисты убедились в этом в 2006 году, когда впервые выехали в Финляндию для участия в европейском первенстве. Отправлялись они туда с настроением "вот сейчас мы всем покажем, порвем, как Тузик занавеску!". А на деле заняли первые-вторые места... с конца турнирной таблицы. Это стало жестким, но, наверное, необходимым уроком, и с тех пор российская сборная медленно, но достаточно уверенно карабкается вверх по строчкам турнирной таблицы.

Характерной особенностью трасс в немецком Айзенберге стали большие перепады высот и крутые грунтовые подъемы.

22-е место, занятое «дуайеном» российской сборной Дмитрием Лысаковым и его сыном Сергеем, вполне можно назвать успехом: из-за своих размеров сконструированный ими прототип по имени Traktor с трудом вписывался в ворота, но препятствия преодолевал на редкость уверенно.
Как и полагается приличному чемпионату, "Евротриал" каждый год меняет страну проведения. В 2009-м он прошел на окраине маленького сонного немецкого городка Айзенберг (земля Пфальц). На параде, с которого началось состязание, российская команда выглядела вполне солидно: 15 экипажей, заявленных во все пять зачетных категорий (а всего на старт вышло 189 машин из 15 стран континента). Каждой из них предстояло пройти за два дня 16 зачетных секций -- по 8 за гоночный день. Организовано это таким образом: в 8 утра одновременно открываются 16 секций, по 8 для двух младших классов и для трех старших. В каждой секции работает судейская бригада, которая фиксирует ошибки и по окончании заезда заносит их в протокол и учетную карточку экипажа. Графика перемещения по участкам у экипажа нет, поэтому, во-первых, весь день на территории происходит активное "броуновское движение" спортивных машин, а во-вторых, перед въездом в каждую секцию им, как правило, приходится постоять в очереди. И как только в секциях начались заезды, зрители сразу же увидели перевороты, на сленге гонщиков -- "уши".

Немецкие организаторы сделали секции весьма экстремальными, с длинными крутыми подъемами и спусками. Далеко не все машины оказались готовы к таким перепадам высот: вот выходит на подъем очередной участник, давит педаль газа в пол, но мощности двигателя не хватает, скорость в конце подъема падает, и автомобиль начинает прыгать на месте, как резиновая лягушка, разворачивается боком и катится вниз. И это лишь один сценарий -- мест, где можно было положить машину, на трассах "Евротриала" хватало с избытком. В течение первого дня на боку или на крыше побывали 10 из 15 машин российской команды, а всего зарегистрировано более 60 переворотов! На второй день их количество несколько уменьшилось -- кто-то из особо горячих голов выбыл из соревнования, многие гонщики просто стали ездить осторожнее и расчетливее, но все равно то и дело в разных секциях в воздух поднимался плотный столб пыли, свидетельствующий о том, что очередной неудачник совершил кувырок и показал всем желающим брюхо своего болида. Кстати, говорят, на аналогичных соревнованиях в США нижняя "лыжа" (прочная плита, защищающая двигатель и трансмиссию) считается самым ценным местом для размещения спонсорских наклеек...

Уже в первый день 10 из 15 машин российской команды побывали в положении «вверх колесами». Для Jeep Wrangler Олега Сухорукова переворот закончился эвакуацией, поврежденным каркасом безопасности и повторным прохождением технической инспекции.

Этот эффектный «кувырок через капот на УАЗе» исполнили пермяки Андрей Варичев и Лев Тихонов. На европейские соревнования они приехали впервые, так что ошибку, которую они допустили и которая отправила их машину в полет (наезд на камень вывернутым колесом), можно считать простительной.
Ну а теперь давайте поговорим о том, на каких именно машинах выступают европейцы. В младших классах Original и Standard правят бал крохотные внедорожники Suzuki -- Jimny, Samurai и их предшественники -- LJ 80 и SJ 413. Главное преимущество этих моделей -- маневренность и малый размер. Триалисты шутят, что Samurai помещается в ворота даже поперек. По документам машинки нередко старше своих пилотов, тем не менее в зачете Original выступающие на Suzuki спорт-смены заняли все 10 первых строк турнирной таблицы, а в зачетах Standard и Modified они поделили славу с теми, кто предпочел Jeep, в основном модели CJ, Wrangler YJ и списанные с военной службы Jeep M38. Любопытно, что четвертое место в зачете Modified заняли венгры Золтан Круксо и Петер Арани, выступавшие... на произведенном в СССР старичке ГАЗ-69! Венгерская команда вообще выступила в этом году на удивление хорошо, завоевав одно "золото", одно "серебро" (оба -- в категории Original) и множество мест в диапазоне с третьего по 27-е (только они приносят очки в командную копилку), что и позволило ей занять более чем почетное второе место после наиболее представительной команды Германии.

Но вернемся к рассказу об автомобилях... В классе ProModified начинается разнобой. По сути, использованная для постройки болида изначальная платформа решает не так уж много, так что в стартовых листах значатся и Mercedes-Benz G-Klasse, и Toyota, и Jeep, и Land Rover. Ну а в классе Proto наблюдается такое разнообразие форм и конструкций, что глаза разбегаются... Недаром в нем не указывается фирма-производитель, а багги носят имена собственные. Однако и здесь на общем фоне явно выделялись скандинавские "спайдеры" -- сформировавшийся в Норвегии и Швеции тип триальных багги с одно- или двухместной кабиной, легкой пространственной рамой, передним расположением двигателя и портальными мостами от армейских внедорожников Volvo. В российской команде тоже был один такой автомобиль, Dream Spyder, построенный в Швеции специально для неоднократного чемпиона России Юрия Самодурова. Юрий рассчитывал завоевать на нем место в десятке, но, видимо, еще не успел полностью освоить новый автомобиль и показал только 17-й результат. Впрочем, учитывая, что он сумел опередить многих очень сильных соперников (например, ветерана английского джип-триала Кеннета Одома на Jipsy Rover, финна Эса Хакала на Honda Bullfrog и швейцарца Питера Хесса на Subaru Pigasy), назвать это неудачей как-то язык не поворачивается. А вот выступление отца и сына Лысаковых на огромном прототипе с гигантскими колесами и незамысловатым названием Traktor и вовсе можно посчитать успехом: их машина с трудом ворочалась в секциях, зато ехала абсолютно везде и привезла свой экипаж на 22-е место. Ну а лучший результат из российских участников показал Сергей Щетинин, выступавший на абсолютно стандартном Mercedes-Benz G230 в зачете Original и занявший 13-е место. В командном зачете сборная России завоевала 10-е место, обогнав команды Финляндии, Испании, Сан-Марино, Голландии и Дании.

Участники «Евротриала» нередко выступают на машинах, которые значительено старше своих пилотов. Но в этой дисциплине почтенный возраст техники не мешает показывать отличные результаты. Например, венгры Золтан Круксо и Петер Арани, выступая на произведенном в СССР в середине 60-х годов прошлого века старичке ГАЗ-69, сумели занять четвертое место, а Willys времен Второй мировой войны привез итальянцев Эцио Касади и Джорджио Вентури на восьмую строчку итоговой таблицы.

В следующем году "Евротриал" пройдет в Швеции, так что если в начале августа 2010-го вам случится оказаться в этой стране, то я настоятельно рекомендую не планировать никаких дел на уик-энд и посетить это соревнование. Во-первых, у вас появится шанс поболеть за наших спортсменов, которые уже сейчас начали подготовку к следующему европейскому первенству, а во-вторых, смело могу по-обещать, что зрелище будет по-настоящему захватывающим. Ну а о точной дате и месте его проведения мы вам обязательно сообщим.

Главная особенность автомобилей класса Proto – управляемый задний мост, придающий этим машинам огромную маневренность. На трассе – Protozavr Алексея Луцкого.

Самый высокий результат из российских участников показал обладатель Кубка 2008 года по джип-триалу Сергей Щетинин. Он выступал на стандартном Mercedes-Benz G-wagen и занял 13-е место в категории Original, где абсолютными фаворитами являлись крошечные внедорожники фирмы Suzuki.


АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРИАЛ
Автомобильный триал -- это соревнование на точность управления автомобилем на экстремальном бездорожье. Проводится он так: спортсмен должен проехать через все ворота, выставленные на огороженном лентой участке земли (секции). Как правило, число ворот не меньше трех и не больше пяти, их ширина, опять же, как правило, равна трем метрам. Участник не имеет права пропускать эти препятствия, плюс ко всему он должен проходить их в определенном порядке. Двигаться можно сколь угодно медленно, но фактор секундомера в триале все же присутствует -- на прохождение каждой секции отводится вполне определенное время. Не уложился -- получи груз штрафных очков.
В триале вообще результат определяется штрафами, которые полагаются буквально за все: за касание и сбитие обозначающих ворота вешек, за касание огораживающей секцию ленты, за движение задним ходом, за ворота, которые участник не успел пройти, за то, что на момент окончания контрольного времени машина осталась в пределах секции... В общем, в голове у триалиста должен быть маленький компьютер, который будет постоянно решать непростые тактические задачи. И, естественно, спортсмен обязан по-настоящему виртуозно пилотировать свой автомобиль. Джип-триал -- это настоящий спорт, хотя здесь нет заводских команд с многомиллионными бюджетами. Машины делятся на пять зачетных классов по уровню модификации. В категории Original автомобиль должен быть точно таким, каким он сошел с конвейера. Следующий класс -- Standard. Здесь уже можно поработать с подвеской, снять ухудшающие геометрию бамперы. Еще больше изменений разрешено в классе Modified, например, машины можно "лифтовать" -- изменять геометрию подвески и поднимать кузов над рамой. Автомобили следующего класса, Pro Modified, имеют еще меньше ограничений. Допускается замена металлических панелей кузова на углепластиковые или карбоновые (лишь бы осталось внешнее сходство с какой-нибудь серийной моделью). Разрешается оснастить машину раздельной системой торможения, позволяющей разворачиваться буквально на месте, заменить мосты на портальные. Наконец, высшее триальное общество -- класс Prototypes. Это действительно прототипы, сконструированные для соревнований. Здесь можно увидеть все: пространственные рамы, интегрированные с каркасами безопасности (каркасы обязательны для всех триальных машин), активные подвески, управляемые задние мосты. Естественно, в секциях для каждого класса предназначен собственный набор ворот: для младших классов -- попроще, для старших -- сложнее.

Поделись ссылкой в:

Новости
 

© 2007
 
перепечатка материалов возможна только с указанием
активной ссылки на www.formula-trial.ru
создание и поддержка сайта - alsd.ru